Данная
категория игр используется в качестве игр-знакомств и игр-разминки в
тренинговой работе с подростками. Они направлены на то, чтобы дать
почувствовать детям атмосферу групповой работы, расшевелить одних,
несколько поубавить пыл других, начать притирку каждого члена группы к
группе, поднять общий тонус всей группы и каждого ее участника (Лидерс
А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособ. для студ.
высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. Все игры, приводимые в
данном разделе, ориентированы на групповой вариант проведения с
подростками 11-16 лет.)
Круг знакомств Цель: дать каждому
участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою
индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации,
а главное — сделать это без слов, на языке тела, который во многом
выразительнее и заразительнее словесных рассуждений. Ход упражнения:
Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и
рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов: 1. Один из игроков делает шаг к центру круга. 2. Называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел(а) бы называться в этой группе. 3. Демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным. 4. Назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг. 5.
Все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя,
стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого
всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий
и так до конца круга. При анализе мысли детей направляются в
сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если
ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить,
что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны,
забавны, необычны.
Испорченный видеомагнитофон Цель: передача эмоций, чувств по кругу с помощью мимики и жестов. Ход
упражнения: Группа сидит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то,
прикасаясь к соседу (допустим, справа), старается этим прикосновением
выразить какое-то чувство. «Получивший» это чувство старается передать
его дальше по кругу. При этом он не обязательно повторяет то, как к
нему прикасался предыдущий партнер. Он своим прикосновением к
следующему участнику старается, как можно точнее передать именно то
чувство, которое он почувствовал. В конце концов, чувство возвращается
к его пославшему. Затем обсуждается, что почувствовал каждый
участник, как старался это передать. Обычно такое упражнение создает
очень теплую атмосферу между участниками, снимает какие-то барьеры в
контакте. И неплохо вводит язык чувств. Участники начинают лучше
чувствовать друг друга, а групповое пространство наполняется чувствами
«здесь и теперь».
Диалог руками Цель: развитие умения чувствовать другого человека. Ход
упражнения: Группа разбивается на пары, которые закрывают глаза и
пытаются понять состояние друг друга только через прикосновение рук. Участники
работают по двое, причем каждая пара отдельно от остальных. Ведущий
предлагает участникам взять в пару человека, которого он меньше всего,
как ему кажется, чувствует и понимает. Затем в каждой паре участники
садятся друг против друга так, чтобы можно было взять друг друга за
руки. Они закрывают глаза. Их задача: с закрытыми глазами, обязательно
молча, встретиться друг с другом руками, «познакомиться», потом
«поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После 5-7 минут
такого общения все снова садятся в круг и обсуждают полученный опыт. Комментарии:
Практически всегда у участников возникает совершенно новое ощущение
партнера, которое иногда чувствуется даже глубже и значительнее
полученного зрительного и слухового образа. Возникают новые чувства к
этому партнеру. Возникает ощущение, что он теперь более понятен и
открыт, появляется ощущение собственной открытости перед ним, чувство
близости, даже интимности.
Ловля моли Цель: вовлечение всех участников группы в работу. Ход
упражнения: Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее
как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось
много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей
избавиться от моли». Далее ведущий предлагает всем участникам группы
«убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли»
хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам
в помещении и т. п. Он побуждает всех членов игры принять участие в
этом действии. Ведущий прекращает упражнение с учетом меры вовлеченности всех участников в игру.
Изобрази предмет Цель: знакомство с приемами общения; развитие базовых коммуникативных умений. Ход
упражнения: Тренер движениями рук и тела и мимикой изображает, как
использовать какой-то предмет. Например, он говорит по мобильному
телефону, бреется, пристраивает у подбородка скрипку, собирает на
поляне цветы и т. п., побуждая группу отгадать, что за предмет у него в
руках. Отгадавший первым загадывает свой предмет и т. д.
Здравствуй! Цель: знакомство, вовлечение всех участников группы в работу. Ход
упражнения: Группа садится в круг. Используется мяч для большого
тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или
апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок
шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со
словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?» Далее он дает инструкцию:
«Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд,
перекинь ему мячик, поздоровайся». В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».
Комплименты Цель: знакомство, сплочение группы. Ход
упражнения: Мяч перекидывается так же, но необходимо не поздороваться,
а сказать тому, кому вы кидаете мяч, комплимент. И опять-таки, в
какой-то момент перекидывания мяча тренер дает дополнительную
инструкцию: «Постарайтесь, чтобы каждый из нас получил хотя бы один
комплимент».
|