Ключ к неизвестному
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса. Ход игры 1.
Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в
руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет
отвечать. Учитель объясняет, что вопросы — как бы ключи от дверей, за
которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает
определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно
его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по
два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов
(например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети
должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду
относится? Какие у него свойства? 2. Детям подросткового возраста
вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с
большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали
какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в
себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить,
что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного
объекта можно использовать следующую схему: К какому виду явлений
относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства?
и т. д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного
объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это?
Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему:
каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым
словом.
Ошибающийся учитель Цель: развитие критичности мышления. Ход
игры: Ведущий или один из участников делает умышленные ошибки при
чтении, при доказательстве различных положений (в т.ч. и математических
зависимостей). Остальная группа должна находиться в постоянной
готовности находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою
точку зрения. Для этого можно использовать целостные тексты. Тогда игра
преобразуется в «Опечатку».
Опечатка Цель: развитие критичности мышления. Ход
игры: В тексте допущена опечатка — пропущено одно коротенькое слово.
Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста.
Найдите это предложение и исправьте опечатку. Например: «Многие знатные
вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела.
Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в
которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье
беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и
многих казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в
своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам.
Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян». (История средних
веков. 6 кл. М., 1985.)
Поиск противоположных предметов Цель: сравнение предметов, поиск свойств предмета. Ход
игры: Называется какой-либо предмет, например «дом». Надо назвать как
можно больше других предметов, противоположных данному. При этом
следует ориентироваться на различные признаки предмета и
систематизировать его противоположности (антиподы) по группам.
Например, в данном случае могут быть названы: «сарай»
(противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или
закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д.
Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных
предметов, четко аргументировав при этом ответы.
Сокращение рассказа Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей. Ход
игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ,
аналогичный приведенному выше. Его содержание надо передать максимально
сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не
было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа,
конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали
следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом
сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и
«шлифовка» наиболее удачных ответов.
|