В своем превосходном анализе теории
учебной мотивации в отечественной психологии (1) А.С. Герасимова почти
ставит задачу для всех практических психологов по созданию методики,
диагностирующей уровень развития мотивации в ее целом. Она видит
возможность такой методики в развитии идей А.К.Марковой, которая в свою
очередь опирается на идеи Л.И.Божович. Прежде чем перейти
к представлению нашей разработки приведем основные положения
упоминаемых ученых. Так Л.И. Божович пишет: «…мотивы учения могут быть
подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с
содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие
— с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К
первым относятся познавательные интересы детей, потребность в
интеллектуальной активно¬сти и в овладении новыми умениями, навыками и
знания¬ми; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими
людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное
место в системе доступных ему общественных отношений. Исследование
обнаружило, что обе эти категории моти¬вов необходимы для успешного
осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.» (2).
Подчеркнем, что последнее высказывание Л.И.Божович о неразрывности
познавательных и социальных мотивов в значительной степени «снимает»
гораздо позже возникшее резкое противопоставление внутренних и внешних
мотивов, и ставит проблему не толкьо социальной значимости знаний, но и
социальности всего совокупного знания. А.К. Маркова
развивает классификацию мотивов учебной деятельности Л.И.Божович
следующим образом: «Первая большая группа мотивов может быть разбита на
несколько подгрупп: 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в
ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также
различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к
знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям,
либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным
выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к
теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.; 2)
учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на
усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного
приобретения знаний, к методам научного познания, к способам
саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного
труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. …Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп: 1)
широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания,
чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в
понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь
велико значение мотивов осознания социальной необходимости,
долженствования.К широким социальным мотивам может быть отнесено также
желание хорошо подготовиться к избранной профессии; 2) узкие
социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении
занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить
их одобрение, заслужить у них авторитет… 3) социальные мотивы,
называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что
ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми,
но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего
сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу,
постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной
основой самовоспитания, самосовершенствования личности.» (3).
В своем анализе теории учебной мотивации А.С.Герасимова уточняет, что
подвиды, выделенные А.К. Марковой могут пониматься как уровни учебной
мотивации по двум основным типам доминирующей мотивации. И
хотя сама А.С. Герасимова видит актуальность создания диагностической
методики на основе другой классификации той же А.К. Марковой, нам
представляется более первоочередным создание методики типов и уровней
мотивации учебной деятельности именно на основе выше описываемой схемы
Божович-Марковой. При создании методической разработки типов
и уровней мотивации учебной деятельности нами была позаимствована
структура тестов, наиболее четко представленная в известном тесте
социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно
чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов (4).
Инструкция: «Прочитайте (или прослушайте) 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале: 4-всегда 3-почти всегда 2-иногда 1-очень редко 0-никогда. В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам» 1. Мне нравится узнавать новые факты 2. Мне нравится самому искать и находить новые знания 3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения 4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии 5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе 6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям 7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне 8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете 9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью 10. Я учусь ради своего будущего 11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере 12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим 13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений 14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач 15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях 16. Мне нужно учиться 17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют 18. Я помогаю другим в обучении 19. Мне интересно понимать закономерности явлений 20. Мне нравится самому объяснять новые факты 21. Мне нужны знания для самосовершенствования 22. Я учусь, так как этого требуют 23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе 24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими 25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня 26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний 27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком 28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности 29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю 30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса Бланк ответов: 1 7 13 19 25 2 8 14 20 26 3 9 15 21 27 4 10 16 22 28 5 11 17 23 29 6 12 18 24 30
Обработка полученных данных. По каждой строчке вычисляют среднее значение.
Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации,
вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения
доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если
среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то
можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над
социальной. И наоборот. Среднее по первой строке показывает
выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности
в новых впечатлениях по Л.И.Божович), по второй – узко или собственно
познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или
личностных мотивов учебной деятельности. Среднее по четвертой
строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или
мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких
социальных («позиционных» по А.К.Марковой или «социологических»)
мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой
степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех
– о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно
предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень
мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню. Разработка Домбровской И.С.
Литература: 1. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, - М.,Воронеж, 1997г 3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М., 1983 |