Кризис 3-х лет
Кризисы
развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до
го-да-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно
меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не
только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), но и во взрослом
возрасте, так как личность человека развивается непрерывно. Привыкание
к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии
ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в
своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка
умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности,
растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это
время происходит очень важный для ре-бенка психический процесс: это
первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно
удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться
многое делать самому и как-то решать свои проблемы. На подходе к кризису присутствуют четкие признаки: - острый интерес к своему изображению в зеркале; -
ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он
выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам; мальчики
начинают проявлять озабоченность своей успешностью, например, в
конструировании. Остро реа-гируют на неудачу. Кризис
трех лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в
ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для
взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием
кризиса 3 лет. 1. Негативизм – реакция не на содержание предложения
взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать
наоборот, даже вопреки собственному желанию. 2. Упрямство – ребенок
настаивает на чем-то не потому, что хочет, а по-тому, что он этого
потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок
требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью. 3. Строптивость – она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до 3-х лет. 4.
Своеволие – стремится все делать сам. Это тенденция к
самостоятельности; подавить ее, значит породить у ребенка сомнение в
собственных силах и возможностях. 5. Протест-бунт –ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. 6. Симптом обесценивания – проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7.
Деспотизм – ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Он
изыскивает тысячи способов, чтобы проявить свою власть над другими. По
сути – это стремление вернуться к тому блаженному состоянию
младенчества, когда каждое его желание исполнялось. По отношению к
младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Родители
не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не
отри-цательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в
самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его
психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего
развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот,
внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть
обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не
про-изошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в это время у родителей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как
помочь ребенку выйти из него, не закрепив в душе негативные качества:
ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, а воля –
необходимое для ребенка качество; капризность – демонстрация
собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в
здоровом виде чувство собственного достоинства; агрессивность –
крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость – не-адекватная форма
проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в
обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором
положительных качеств. Главная задача родителей и педагогов – не
допустить закрепления их крайних проявлений. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности? * Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. *
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 – 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. * Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни. * Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. * Девочки капризничают чаще, чем мальчики. * В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 20 раз! *
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном»
упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком
своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия. * Еще не понятно, кто упрямее, – родители, весь день
твердящие: «Ты дол-жен…, ты обязан…, тебе необходимо…», или ребенок,
упорно протестующий против «обязан», против «должен», хотя бы в силу
того, что это «должен» он просто еще не может выполнить. Он не созрел
пока до многих наших требований, он толь-ко маленький росточек… Что могут сделать родители? * Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к све-дению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. * Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. *
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это
бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат. * Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. *
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за
руку и увести. * Истеричность и капризность требует зрителей, не
прибегайте к помощи по-сторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка,
ай-яй-яй!» Ребенку только этого и нужно. * Постарайтесь схитрить:
«Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т.д.)!, «А
что это там за окном ворона делает?» – подобные отвлекающие маневры
заинтригуют капризулю, он успокоится. Искусству
ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фанта-зия, юмор
и бесконечное терпение. Не позволяйте гневу овладевать вами. Гнев
лишает человека разума. Преодолейте его один раз, и в следующий вам
уже легче бу-дет сдержать его, а потом и вовсе в душе поселится только
сочувствие и желание помочь своему малышу в трудный период его жизни.
|